Главная Новости

ИНТЕРВЬЮ: ДОРДЖЕ ПИСАРЕВ, один из САМЫХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ современных сербских писателей, ЭТО ОДИНОЧНАЯ РАБОТА

Опубликовано: 28.10.2023

Книга «Мастер, создающий миры и создающий истории» подчеркивает множественность личностей Автора/Писателя/Творца. С точки зрения XXI века, изменилось ли что-то в этом треугольнике идентичности по сравнению, скажем, с концом семидесятых и началом восьмидесятых годов прошлого века, когда вы начали писать и публиковаться?

— Утверждения, которые я собрал в этой книге, неизменны. Эта книга вместе с тремя другими, составляющими мини-опус «Академия писателей», представляет собой пособие для постоянных знаний, своего рода проверенный временем учебник теории литературы и содержит факты, придерживающиеся научных догм. Поскольку я не литературовед, я все же предпочитаю называть ее бедекером для писателей и читателей, а особая манера изложения делает эти книги, на мой взгляд, актуальной теорией литературы.

Книга «От мастер-класса по чтению к курсу творческого письма» — еще одна книга ]ž, в которой писатели-теоретики, от Владимира Пиштала и Савы Дамьянова до Гораны Райчевич и Владиславы Гордич Петкович, свидетельствуют о связи между творческим чтением и творческим письмом. Кто-то можетжсказать: ок, я умею читать, я прочитал сотни книг, а все равно даже не могу писать как Пистало или Писарев?

— Эти опыты преподнесены не для того, чтобы кто-то писал, как Пистало и Писарев, а наоборот: посмотрите, как они пишут, и тогда найдите свой поэтический подход, свою «модель». Одно, по крайней мере, можно надеяться, ясно: все мы имеем дело с одними и теми же вещами - любовью и страстью, жизнью и смертью, старостью и молодостью, мудростью и невежеством... - но форма и язык в конечном итоге решают, кто и насколько успешен, а кто нет. нет. Не говоря уже о той вещи, о которой сложно сказать что-либо рационально: магия либо есть в твоих работах, либо ее нет, но как ты туда добираешься...

Недавно я наткнулся на старую критику академика Миливой Ненина по поводу книги проф. доктора Савы Дамьяновой, в которой, среди прочего, каже, что ее герои, в том числе Джордже Писарев, станут классикой, «когда читатели будут готов"... Учитывая с сегодняшней точки зрения размах и влияние представителей молодой сербской прозы - вы стали классиками?

- Что касается меня, то, если читатели готовы, я принимаю роль классика даже с того времени, когда мною не было написано и опубликовано ни одной строчки. Однако я должен быть честным и признать: я лучше буду ЖИВЫМ писателем, чем МЕРТВЫМ классиком.

Упомянутый почетный профессор Сава Дамьянов был тогда - можда и раньше, но я запомнил ее в контексте представителя "молодой сербской прозы" - помещена крылатая фраза: Книжевность е бож[( 14505)] [(14504 )]танцевальная комедия. Вы смотрите на книжнуюжжизнь сегодня иначе, чем, скажем, во времена, которые были белымиж[( 14505)]или «просвятые в библиотеке», как называли представителей той группы авторов, которые в поисках более изобретательных стратегий письма выступали против господствовавшей тогда «реалистической прозы»?

- Мое отношение к литературе осталось более или менее прежним. Думаю, я был прав тогда, так же, как и сейчас. К несчастью для меня и к несчастью для моих книг, большинство других так не думают. Там ничего не поделаешь, кто-то точно не прав. Но если я не смогу их убедить (победить), мне все равно не придется к ним присоединяться. Вначале эта работа была одинокой, как и десятилетия назад, когда я начинал, но так оно и есть, и его следует принять без ворчания.

Если бы вам пришлось сесть в «анахронопет» Энрике Гаспара и вернуться на четыре десятилетия назад – и с этим опытом – вы бы остались верны постмодернизму или пошли бы какими-то другими путями, мо[(14505)] [(14504 )]žда более проторенный, и наверное более прибыльный?

- Кто его узнает? Возможно, я не отрицаю, что я бы использовал тот опыт, который имею сегодня, для хорошей, легкой жизни и славы, которая сопутствует тем успешным людям, которые заняты на элитной, харизматической работе. Если бы столько десятилетий назад, учитывая ограниченность человеческой жизни, я знал, за что сейчас расплачиваюсь впустую, почти потерянные годы, возможно, я бы использовал эти знания для успеха, гарантирующего более комфортную жизнь. Но о чем мы сейчас на самом деле говорим? О вашей жизни и о моей, или мы просто размышляем, листая страницы «Фауста» Гете, или просматривая все те фильмы и тому подобное, где речь идет о заключении контрактов с дьяволом? Если, в конце концов, я посмотрю на свою работу (и произведения) до сих пор реалистично и критически, то несомненно, что мне не было скучно, что отнюдь не маловажно, и еще более несомненно, что с писателями, принадлежащими к другим эпохи и другие культуры и поэтики, я предпочитаю и уважаю тех, кто не шел проторенными, безопасными путями. Так что, может быть, иногда я ругаюсь или плачу от отчаяния, но, по крайней мере, мне никогда не было скучно.

Официальный шеф-повар Микки Шепарда

Когда я прочитал новость о том, что книга "Службенни Поваренная книга Гарри Поттера - Волшебная пряжа, Волшебные вторые блюда, Феерические сладости были опубликованы и чудодейственные зелья», я сразу вспомнил Ваш роман «На кухне с Зевсом», где, наряду с интересным рассказом, Вы предложили еще и множество рецептов. И подумал: как бы выглядел, скажем, Службенни шеф-повар Микки Шепард?

— Что касается основной идеи и типа блюда, то большой разницы нет. Не считая планетарного успеха Роулинг, за которым стоит огромный английский по отношению к второстепенному сербскому языку и маркетинг англосаксонского издательского рынка по отношению к нашему незначительному сербскому потенциалу. их нельзя сравнивать - в данном случае в ущерб мне, конечно. И, не будем забывать: помимо хорошей прозы я действительно предложил рецепты, которые можно применить на практике. Есть еще одна небольшая загвоздка; мои рецепты доступны небольшому числу читателей, которые, будучи членами исключительной секты преданных членов Литературной гильдии, вообще не готовят, а те, кто готовит, вряд ли доберутся до моего (эксклюзивного) романа.

Есть ли какие-либо тенденции/авторы, которых можно было бы узнать на сербской книжнойžсцене сегодня, которые могли бы продолжать расти на течение года или десятилетия? žв какой-то линии соприкосновений поэтической направленности?

- К сожалению или к счастью, я не вижу тех, кто идет по этому сложному пути. Я думаю, что время, да и сами привычки читателей настолько ускорились и изменились, что фактически никто больше не будет сидеть с печатной книгой, пытаясь открыть возможную суть жизни или красоту нового подхода.,просто листая страницы, которые, глядя на чудеса, просят прочитать предложения, абзацы, фрагменты и страницы чего-то, до чего сегодня можно добраться, просто сокращая электронные записи с мобильного десктопа, процессора или читалки. Аббревиатуры перемалывают целые тома прошлого, и одно «лол», и я не иронизирую и не иронизирую в этом высказывании, способно заменить «Дон Кихота» Сервантеса среди наших опытных, молодых современников, в благостной манере. контекст. На что десятилетия назад незаметно указал гений Борхес, когда позволил своему литературному герою Менару переписать, слово в слово, совершенно идентичного «Дон Кихота».

Фото: Дневник

Современные строительные технологии Геология, города и строительство © Все права сохранены.
rss